Принято считать, что умственная деятельность ребенка развивается и формируются сама собой во время учебы в школе. Однако, у многих детей проблемы возникают уже с первых дней обучения в школе и со временем не проходят. Причина этому – возникновение противоречий между тем, что требуют в школе и возможностями нервной системы ребенка. В прошлом веке выдающийся учёный Александр Романович Лурия разработал структурно-функциональную модель мозга. Согласно этой модели, в мозге есть три основных блока, каждый из которых играет свою роль в психической деятельности.
Разберёмся, какие проблемы в процессе обучения могут быть связаны с этими блоками.
1. Первый блок мозга – энергетический. Он обеспечивает общую и локальную активацию головного мозга.
Слабость данного блока можно сравнить с сонливостью. Представьте, что вы хотите спать, а вам нужно выучить новую тему по сложному и скучному предмету. Особенно если утром вы не позавтракали, а урок уже шестой по счёту.
Поэтому очень важно проследить, чтобы ребёнок хорошо спал (не просыпаясь), комплексно питался и желательно с самого детства много двигался и занимался спортом. Это всё обеспечивает организм энергией.
2. Второй блок мозга – операциональный. Он включает в себя центральные части основных анализаторов: зрительного, слухового, кожно-кинестетического, а также участвует в сборе, хранении и переработке информации.
Со “сбоями” на этом уровне связаны разные проблемы. Например, ребёнку может быть сложно воспринимать материал на слух, поэтому диктанты и аудирования становятся для него настоящим испытанием. А за проблемами с математикой могут стоять трудности обработки визуально-пространственной информации.
Понимая сильные и слабые стороны второго блока мозга, можно понять к чему у ребёнка больше склонности, а что ему будет даваться всегда с трудом. Подобрать соответствующие занятия и помочь определиться с направлениями в профессии. Если трудности возникли в детском саду или начальной школе, то следует обратиться за помощью к невропатологу и нейропсихологу.
Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля собственной деятельности. Он позволяет нам строить планы и действовать в соответствии с ними.
Слабость этого блока проявляется в трудностях саморегуляции, импульсивности, склонность упрощать деятельность – всё это ведёт к тому, что ребёнок не может сосредоточиться на изучаемом материале, если этот материал ему не интересен, пропускает действия в задачах или буквы на письме, не доводит начатое до конца.
Для тренировки и развития третьего блока рекомендуются подвижные игры, игры с переключением внимания на разные свойства предметов, деятельность на усидчивость и концентрацию внимания. В случае продолжительного времени рассеянности ребенка, необходимо обратиться к невропатологу и нейропсихологу.